• Крила
    Костенко Ліна
    А й правда, крилатим ґрунту не треба.
    Землі немає, то буде небо.
    Немає поля, то буде воля.
    Немає пари, то будуть хмари.
    В цьому, напевно, правда пташина...
    А як же людина? А що ж людина?
    Живе на землі. Сама не літає.
    А крила має. А крила має!
    Вони, ті крила, не з пуху-пір"я,
    А з правди, чесноти і довір"я.
    У кого - з вірності у коханні.
    У кого - з вічного поривання.
    У кого - з щирості до роботи.
    У кого - з щедрості на турботи.
    У кого - з пісні, або з надії,
    Або з поезії, або з мрії.
    Людина нібито не літає...
    А крила має. А крила має!

История воздухоплавания 

Человек с давних пор пытался взлететь в небо. Существует очень многомифов, легенд , сказаний о попытках человека оторваться от земли и взлететь. Первые попытки человека взлететь сязанны неразрывно с его наблюдениями за природой, за полетом птиц. В результате крылья были выбранны первым средством и способом летания. Полет птиц был настолько наглядным и естественным, что очень прочно засел в сознание человека и долгие годы он пытался воплотить это в жизнь при помощи изобритения и создания исскуственных крыльев. В своем желании летать человек был настойчив, не жалел сил, рисковал жизнью, а в неудачных попытках быть“птицой” погибал.

Одна из таких попыток описывается в легенде оДедале и его сыне Икаре.

Легенда оДедале и его сыне Икаре фото

1. Легенда о Икаре и Дедале

Много легенд о крылатых героях было написано поэтами иписателями далекого прошлого. Что порождало эти красивые небылицы? Что заставляло человека мечтать о полетах и о крыльях? В эти тяжелые суровые времена рабовладения, возможность летать сравнивалась со свободой, с возможностью изменить жизнь к лучшему.

Таких произведений о полетах сохранилось довольно много . Самый известный миф  Древней Греции - миф об Икаре и его сыне Дедале, написаный поэтом Овидием. В этом произведении расказываеться о том, что оказавшись в плену у царя Миноса на острове Крит, Дидал долгое время искал способ вырваться на свободу. И наконец нашел его, он говорил «Если нельзя уйти ни по земле, ни по воде, то я убегу такой дорогой, где Минос бессилен: я улечу по воздуху». Он день за днем он собирает птичьи перья и набрав их достаточное количество, делает две пары крыльев — для себя и своего сына. Поднявшись на крыльях в небо, они пускаются в дальний и опасный путь. Но для сына Дедала  этот путь оказался последним. Он не выполнил инструкций отца. Икар решил выразить свое глубокое уважение богу солнца Гелиосу и слишком высоко поднялся к солнцу. Жгучие лучи солнца растопили воск, склеивавший перья на крыльях, воск потек, а перья рассыпались. Оставшись без возможности лететь Икар упал в море. Вот так печально закончилась эта история. После этого еще немало людей пытались повторить полет с помощью крыльев.

В давние времена человек совершал много потыток подняться в воздух самому и поднять в воздух творение рук своих. Греческий философ Фаронин писал, что Архит Таренский, который жил в 4 веке до н. э., создал деревянного голубя. Этот голубь при помощи механизма мог подыматься в воздух, а внутри был воздух. Если голубь падал то больше поднятся не мог.

Голубь Архита остается таинственной досих пор. Полная неизвестность относительно характера полета таинственной игрушки греческого изобретателя не позволяет сказать ничего определенного и опримененном в ней принципе.

   Наравне с голубем Архита остаются плохо разгаданными некоторые приспособления, применявшиеся на войне в средние века и позднее. Будем называть эти приспособления "драконами", так как снаружи им обычно придавали вид этих фантастических животных. Сперва такие знамена делали из разрисованных тканей, которые набивали на древко, как современные флаги или вымпелы. Но потом, очевидно для лучшей видимости и распознаваемости, знамена стали шить в виде полых, длинных оболочек, похожих на простейшие ветроуказатели ("колбасы"), устанавливаемые в настоящее время на аэродромах и посадочных площадках. В таком виде знамена уже не всегда прибивали к древку, а чаще держали на более илименее длинной привязи. При этом древко делалось даже в виде мотыля - с коленом для изменения длины привязи при сматывании и наматывании ее на древко.

   Сохранившиеся рисунки не оставляют сомнений втом, что пустотелые "драконы", с кольцами в раскрытой пасти, были именно "колбасами", которые надувались ветром или встречным потоком воздуха при быстром движении всадника-знаменосца. Такого рода знамя является по существу воздушным змеем, только не обычного плоского типа, a в виде полого тела, открытого с одного конца.

   Подобные же змеи применялись много раньше и в быту в Японии при некоторых национальных праздниках. Так, например, в V веке до нашей эры там был обычай вывешивать ежегодно в день 5 мая оболочки-змейки в форме рыб во всех домах, где в течение года родились сыновья.

   Знамена в виде"дракона" снабжали иногда трещотками, подобно тому, как это делают ребята и теперь при забавах с воздушными змеями. Устроенные в раскрытой пасти"дракона", эти шумовые приспособления должны были в боях пугать противника.

Чарующему влиянию полета с помощью искуственных крыльев подвергся известный итальянский художник, конструктор и изобритательэпохи ренесанса Леонардо да Винчи.

2. Летательная машина Леонардо да Винчи.

Летательная машина Леонардо да Винчи фото

Летательная машина фото

Он жил и творил с 1452г-1519г. Он является величайшим итальянским живописцем, скультором, архитектором, ученым и инженером эпохи Высокого Возрождения. Свидетельством творческих и научных поисков Леонардо, служат его раписные книжки и рисунки приблизительно 7 тысяч листов.Он обагатил своими наблюдениями и догадками все области знаний: механику, гидравлику, оптику, анатомию,ботанику иаеродинамику. Он создал очень многоопережающих время проэктов: каналов, ирригационных систем, металлургических печей танка илетательных аппаратов, парашюта. Очень интересным является изобретениелетательной машины с машущими крыльями. Мысль о полете человека возникла у него еще в детстве, в следствии наблюдений за полетом птиц. Леонардо считал великими героями Древне Греческой мифологии Дедала и Икара. Его сильно привлек способ избегства с острова Крит, при помощи искусственных крыльев. Леонардо активноизучал возможности полета при помощи махов, строение крыльев птиц. Он написал трактат «О летании птиц». Им было сконструировано несколько летательных машин. Интересно, то что махательные движения в них совершались при помощи мускульной силы ног человека, а не рук. Оригинальным было и устройство управления хвостовым рулем. В нем использовались движения головы человека. Усилия шейных мышц человека снималось с головы человека надетым на нее ремнем и передавалось спомощью тонкого шнура на руль. О результатах этих испытаний не сохранилось данных. Можем только предположить, что они вряд ли были успешными. На ряду с этими эксперементами он занимался изучением подъема в воздух легких полых оболочек из ткани, наполненных горячим воздухом и при этом совершенно не придавал этому значения. Все это его заслуги в развитии воздухоплавания.

Полет в лебединой упряжке фото

4. МЕЧТЫ ФРЭНСИСА ГОДУЭНА

Если человек не может сам летать, как птица, почему бы ему не полететь с помощью птиц? Эта идея появилась давно. Еще Александру Македонскому приписывался полет по воздуху в клетке, запряженной орлами.

В 1638 году к этой идее обратился английский епископ Фрэнсис Годуэн, задумавший описать путешествие человека на небеса. Свой замысел он изложил в фантастическом сочинении «Человек на Луне». В нем рассказывалось, как герой повествования Доминик Гонзалес, оказался в плену бескрайнего моря, окружающего маленький необитаемый островок, на котором останавливаются на отдых только стаи диких лебедей. Гонзалес приручает их, дрессирует, и лебеди впрягаются в упряжку, на которой пленник покидает место своего заточения.

Не стоит упрекать Фрэнсиса Годуэна в абсурдности идеи. Его сочинение — пример зарождения фантастики как литературного жанра. Небыло ни маленького островка в бескрайнем море, ни лебединой упряжки, ни полетана ней, закончившегося по роману прибытием Гонзалеса на Луну. Просто автор верил: рано или поздно человек найдет способ перемещения по воздуху.

Мечты Фрэнсиса Годуэна фото